В продолжение темы о кошках

В предыдущей заметке мы говорили о том, что в европейских языках слово "кошка" не привнесенное извне, а происходит от общего корня. И из этого следует, что кошки были известны арийским предкам европейских народов задолго до их контакта с Африкой, родиной одного из первых видов домашней кошки и слова "кадис".

Это плохо сочетается с данными о том, что в Древней Руси кошки появились только в X веке нашей эры - во времена возвышения Киева. Сочетается плохо, но ничему не противоречит. Пять - семь тысяч лет назад территория от Центральной Европы до Причерноморья была заселена индоевропейскими племенами, говорившими на одном языке и ведшим полуоседлый образ жизни. В этот период вполне могло произойти одомашнивания одного из представителей мелких диких кошек. В это время слово для обозначения домашней кошки вошло в общий праязык, а из него перешло и в языки-потомки. Затем последовал долгий период миграций и кочевой жизни. Такой образ жизни домашним кошкам не должен был прийтись по душе, так что эти животные оставили людей. К тому же еще полудикой кошке было легко вернуться к образу жизни своего предка. Но слово в языке сохранилось, благодаря своим загадочным, мистическим особенностям кошка осталась и в мифах. Подобный пример нетрудно найти и сейчас - в якутском языке есть слово "верблюд". Хотя верблюдов в Якутии нет и никогда не было.

И вторая встреча европейцев с кошкой была встречей с известным, хотя и полумифическим животным. Кстати, возможность независимого одомашнивания кошки подтверждается изображениями, найденными в Перу. Самые ранние из них были сделаны за тысячц лет до нашей эры. Потом кошка стала постоянным мотивом местных бвелирных украшений. А в это время никаких контактов Перу с Африкой быть не могло.

А примеров пластичности этого вида существует множество. Например мейн кун, котята которого из пушистых колобков вырастают в гигантов мира домашней кошки. Причем эта порода не была выведена специально, она получилась в результате естественного отбора неприхотливых кошек - охотников на крыс. Климат на острове Мэн в Новой Англии был довольно суровым, крысы - животные опасные, так что ценились крупные коты с хорошей теплой шерстью. А поскольку такой кот может быть опасным и для человека, то отбирались животные уравновешенные, привязанные к своей семье. В результате за сто лет появилась новая порода, непохожая ни на одну другую.

И другие заметки: