Интересные факты. Собрание курьезов и нелепостей из мира богемы

 

Интересные факты. Собрание курьезов и нелепостей из мира богемы.

В 1923 году, в одном из Берлинских изданий, критик Айхенвальд не лестно отозвался о новых рассказах Максима Горького, напечатанных в журнале «Беседа», редактором которого был сам писатель. Горький в критику не поверил, считая, что таким образом, тот пытается свести с ним личные счеты, и задумал это доказать. Так очередной номер «Беседы» вышел с двумя новыми рассказами Максима Горького: «Рассказ о герое» и «Рассказ об одном романе». Только первый был подписан настоящим именем писателя, а второй – выдуманным именем Василия Сизова.

Когда же оказалось, что критик перед совестью не грешил – от Айхенвальда Сизову досталось еще больше, писатель раскаялся. И, наверно, со временем и вовсе забыл бы об этом инциденте, если бы, как раз в это время, его виллу в Сорренто не посетил писатель Андрей Соболь. Приехал он из Советской России, где «Беседу» не выпускали. А потому, первое, что он сделал, попав за границу, стал изучать последние номера издания. Журнал понравился, рассказы Горького как же. А вот об одном романе Сизова, Соболь неожиданно для всех, отозвался в порыве писательского гнева. Обозвал «ужасной дрянью», посетовав на редакцию, которая допустила такое в печать!

Как на это отреагировал сам Горький остается тайной. Но, факт, своих домашних, в историю со своим псевдонимом, Соболя просил не посвящать. «А то мы будем стыдиться друг друга как две голые монахини» - сказал он.

Незадолго до этого, в 1920 году, в Петербургском доме писателя гостил другой писатель – Герберт Уэльс, вокруг романа которого, тоже возникло много суеты. «Войну миров» он написал еще 1897 году. С тех пор книга неоднократно переделывалась, порой кардинально. Например, в радиопостановке Орсона Уэллса в 1938 году. Начальные сцены вторжения марсиан были так реалистично стилизованы под репортаж с места событий, что жители штата Нью-Джерси в панике побросали свои дома. А позже, массово клялись, что над ними и вправду пролетал марсианский корабль. И еще целых шесть недель отказывались верить правительству, тщетно пытавшемуся доказать, что все это – выдумка!

В 1948 году, чтобы убедить людей в своей правоте, правительству понадобилось куда меньше времени. Роман «Буря» Ильи Эренбурга получил суровые отзывы редакции газеты «Правда». Едва не став жертвой показательных примеров, разоблачений прозападных настроений в литературе. В частности, на одном из собраний писателю вменялось то, что французы у него вышли симпатичнее русских.

Когда критика перешла все границы, Эренбург в качестве последнего аргумента, предоставил обвинителям письмо. Как он скромно выразился – одного из своих читателей. В письме было сказано буквально следующее: «С интересом прочитал «Бурю», поздравляю с успехом. Иосиф Сталин». После слов председателя: «На этом обсуждение интересного романа «Буря» Эренбурга считаю закрытым», дискуссия исчерпалась сама собой….

Американский художник Бaрнетт Ньюмэн также много лет не мог добиться всеобщего признания, что, в общем, не удивительно. Вот примеры его весьма лаконичных картин. В 1982 году в Берлине его картина "Кто боится Красного, Жёлтого и Синего" подверглась необычайному акту вандализма. Тридцатилетнего студента-медика так поразила цена, которую музей заплатил за три цветных полосы – 3 миллиона марок, по миллиону за каждую полосу, что он не смог удержаться от протеста. Пробравшись ночью в музей, он обклеил полотно бумагами, на которых было написано «я не боюсь Красного, Жёлтого и Синего» и «Любой ученик может такое написать!». Разразился скандал. Но, уже вскоре, он принял весьма неожиданный оборот. Немцы оказались на стороне вандала, а газеты завалили письмами, авторы которых уверяли, что и сами могли бы нарисовать не хуже!