«Дуальные – идеальные?» или «Легко ли быть дуалом». Памяти А. Ю.Афанасьева

Сергей Трофимов

 

Вместо предисловия.

Некоторое время назад мне по e-meil пришло письмо. Автор насмешливо упрекала меня, что, дескать, после эссе про Гексли не пишу больше, ничего обо мне не слышно и т.п. Письмо было задиристым, но не обидело. По одной простой причине. Оно принадлежало Габеночке, с которой мне приходилось общаться несколько раз в не самый лучший период ее жизни. Судя по тону письма, этот период для нее миновал. Чему я был искренне рад. Она этого заслужила. Но не это побудило меня сесть за компьютер. Данное письмо не было единственным. Ко мне обращались другие Габены и Гексли, правда, уже не с претензиями, а с просьбой изложить мои соображения по поводу дуальных отношений между СЛИ и ИЭЭ. Вот я и решил, точнее, решился попробовать.

«Человек, помоги себе сам».

В коучинге отношений есть закономерность – если ты пуст энергетически, готов больше брать, чем отдавать, не жди того, кто тебе по жизни нужен. Вероятнее всего встретишь такого же страждущего помощи извне человека. Здесь призыв «поможите, люди добрые!», как и в метро, почти не срабатывает. Если повезет и появится некто, готовый отдавать, то это, увы, не надолго. В отношениях человеческих одностороннего движения не бывает. На первый взгляд, звучит пессимистично. Но лишь на первый. Если подходить к этому вопросу ответственно, нравственно, а не потребительски, пессимизм тает. Оптимизм заключается в возможности «закачать» себя духовной энергией, а, значит, расширения круга тех, кто готов идти вместе с тобой по жизненной дороге. В том числе и дуалов. Надо лишь захотеть. Лао-цзы утверждал, что ночь особенно темна перед рассветом. Здесь очень важно сознавать, что наука соционика не решает проблем. Проблемы решаем мы и только мы сами (как, впрочем, и создаем). Но она предоставляет редкую реальную возможность - во-первых, определиться, кто мы есть; во-вторых, понять, кто нам нужен; в-третьих, определиться в плане того, что необходимо сделать, чтобы те, кто нам нужен, прорвались к нам сквозь туман одиночества и безысходности, непонимания и непризнания. Многим, не имеющим опыта дуальных отношений, дорога к дуалу видится трудной, извилистой, полной препятствий. Мнится, что куда не глянь, кругом сплошь «ревизоры», «конфликтеры», «социальные заказчики». Кружат хищными стаями, увлекают за собой, уводят от дуала. Мешают приобщиться, так сказать! Это заблуждение, возникающее на начальной стадии знакомства с соционикой. В соционе нет врагов. «Ревизоры», «конфликтеры», «социальные заказчики» - лучшие наши учителя. Если правильно воспринимать их роль в нашей жизни, то осознание себя может быть весьма успешным, быстрым и объективным. Они дают нам эффективное лекарство от самолюбования, заблуждений и иллюзий. Порой горькое лекарство, но полезное. Это начинаешь понимать не сразу, а по прошествии времени. Максимы, Робеспьеры, Гюго – низкий вам поклон! Вы помогли многим Гексли выбрать нужный вектор направления духовных сил. Еще одним препятствием на пути к дуалу является нетерпение, неумение ждать. Мы хотим все и сразу. Вот здесь дает знать о себе барьер «энергетической опустошенности». Не готов отдавать - не сможешь взять. Мой безвременно ушедший друг Александр Афанасьев несколько лет назад советовал: «Не суетись, накопи душевных и духовных сил, дальше все пойдет само собой». Так и вышло.

Вывод №1 – не суетиться, дать себе возможность остановиться, осмотреться, понять, что ты сможешь дать другому человеку. И помнить призыв Бетховена: «Человек, помоги себе сам».

…Я не думал, что ты – такая – я не знала, что ты такой… (из Э. Асадова)

Когда встречаются два человека с разным мироощущением, в подавляющем большинстве случаев трудно рассчитывать на мгновенное слияние «душ и тел». В месте соединения двух рек нередки буруны и водовороты. В дуальных отношениях, особенно в их начальный период, могут возникать попятные течения. Считаю это нормальным явлением, более того, необходимым и полезным для дальнейших отношений. В этот период выявляются основные плюсы и минусы характера, поведения, привычек партнеров. Появляется база для серьезных размышлений о будущем отношений. Потрясения неизбежны и к ним важно быть готовым. О сложностях в отношениях Габенов и Гексли и путях их преодоления очень хорошо написано в статье Т.Н. Прокофьевой и Е.А. Удаловой «Один из способов осуществить процесс дуализации». В основе любых межличностных отношений лежит, прежде всего, труд души. Обрести желанный уровень отношений непросто, еще сложнее сохранить их позитивное развитие в бурном течении жизни.

Вывод №2 – жизни в дуальных отношениях важно учиться. Здесь мне хотелось бы отойти от соционики и обратиться к психософии А. Ю. Афанасьева. И вот почему.

Как известно, в психософии нет удобных, изначально счастливых типов отношений. Даже самые благоприятные отношения – полное агапэ - яркие, долгие, плодотворные, но … неудобные! Прочитав об этом в «Синтаксисе любви», я возопил: «Как так, за что боролись?!» Помню, Александр Юрьевич хитро улыбнулся и развел руками, дескать, соображай. Соображать мне мешал устоявшийся стереотип: «отношения с желанными партнерами должны быть идеальными, когда по всем пунктам – апофеоз единства, понимания и согласия». Короче, гекслевский идеализм в клинической форме. Тогда в эмоциональном запале я забыл азбучную истину, что противоречие есть источник развития. Именно это и имел в виду автор «Синтаксиса». Отношения по Афанасьеву – процесс сугубо творческий. Будь все и всегда «чинно, благородно», можно ли говорить о каком-то развитии отношений? Чистая механика, не более того. Возвращаясь к соционике, следует сказать, что подобный подход к дуальным отношениям чрезвычайно плодотворен и способен многое объяснить. Достижение раппорта (согласия) важно для любого типа отношений. Для дуальных отношений раппорт может быть даже более важен, поскольку речь идет об отношениях, определяющих оптимальный путь к индивидуации. Согласно К. Г. Юнгу, первым этапом в достижении раппорта является признание того, что мы разные. Признать наличие различий – уже согласиться. В отношениях полной дуализации именно различия определяют потребность в дуале. Только надо иметь в виду, что в данном случае речь идет о специфических различиях, позволяющих дополнять мировосприятие друг друга, создавать на основе разных подходов достаточно полный образ объекта (социума, отношений в нем и т.д.).

Вывод №3 - диалектический принцип единства и борьбы противоположностей (в соционическом смысле) в процессе дуализации действует вне зависимости от наших благих пожеланий. Игнорирование его и приводит к проблемам в области дуальных отношений. Это в полной мере относится к взаимоотношениям Габенов и Гексли. Многие почитатели соционики, натерев на соционических тусовках мозоли на пятой точке, так и не получают полного представления об интертипных отношениях. Социальный аспект науки теряется в густом тумане схоластических дискуссий, погружении в частности в ущерб общему. Что, несомненно, питает критику в адрес социоников. И поделом, пора уже за деревьями видеть лес. Непонятно, что же мешает внимательно прочитать или перечитать, например, работы А. Аугустиновичюте, В. Гуленко, Е. Филатовой, Т. Прокофьевой? В них отработаны концептуальные подходы ко всем основным соционическим проблемам, содержится много важного и полезного материала для понимания как соционических законов, так и их практического применения. Когда встречаются два человека, то это не просто встреча двух биологических объектов. Встречаются два индивида, несущие в себе два мира, два типа восприятия и мироощущения. Уже в самом факте их встречи заключено противоречие. Необходимо общаться, находить точки соприкосновения, соотносить свои мысли, чувства и действия с мыслями, чувствами и действиями другого человека. Само собой, это в полной мере относится и к дуалам. В нашем случае - к сенсорно-логическому интроверту Габену и интуитивно-этическому экстраверту Гексли. Итак, долгожданная встреча произошла. Кто же с кем встретился? Попробуем посмотреть на это с точки зрения соционики. Габен (программная функция - сенсорика ощущений, реализация программы – деловая логика). Для этого человека очень важно, чтобы внешний мир вписывался в его представления о гармонии и соразмерности. Комфорт и уют, в том числе в бытовых ситуациях, это то, что привлекает внимание, мотивирует к действию, пробуждает силы и энергию. Габен знает, что достичь гармоничности, пропорциональности, баланса в окружающей его социальной и физической среде можно, если делать все обстоятельно, качественно, эстетично, со вкусом. Он, как прирожденный дизайнер (в широком смысле), создает свой яркий функциональный стиль, готов всегда отстаивать его, и, в силу индивидуальных возможностей, привносить в социум. Предпочитаемый формат действий – «здесь и сейчас». Гексли (программная функция – интуиция возможностей, реализация программы – этика отношений). Представителю этого соционического типа важно видеть возможности окружающего мира, перспективные направления в реализации своей жизненной программы. Гексли прекрасно понимает, что реализовать открывающиеся возможности, сделать что-либо в этом направлении можно, лишь объединив общие с другими людьми усилия. Он умеет заинтересовать, объединить, повести за собой, но не столько силой воли, сколько эмоциональным зарядом, духовной поддержкой. И, в меру индивидуальных сил и способностей, привносить видение перспектив в окружение. Предпочитаемый формат действий – «там, за горизонтом…».

Вывод №4. Очевидно, что информационные сосуды у наших визави разные, как и пища, в них содержащаяся. Если проигнорировать первый этап в формировании раппорта (признание и уважение различий), то потери неизбежны. Ни какого единства противоположностей, понимаешь, одна борьба… Нам это надо?

Вариантов развития ситуации здесь немало, вот лишь некоторые из них: 1. «Лиса и журавль».

Пытались, но… не получилось. Одна из причин – не смогли сбалансировать подходы к реализации жизненных программ. Точнее, не захотели «поступиться принципами». Воистину, холить и лелеять в себе типическое смерти подобно! 2. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Близко к первому варианту. Пытались, что-то получилось, но один из партнеров посчитал свои подходы приоритетными, последовательно гнул свою линию, отстаивая свое видение жизненных ситуаций. Проблемы пытался решать за счет другого партнера, постоянно демонстрировал свою неудовлетворенность, проявлял недовольство его действиями. Результат нам известен с детства. 3. «Царевна - лягушка».

Кто-то кого-то не сразу понял и принял. Но терпение и стремление преодолеть возникающие на пути трудности, устремленность к счастью позволили достичь желаемого. О необходимости «душе трудиться» уже говорилось. 4. «Маша и медведь».

Силовые методы в дуальных отношениях не приемлемы ни для Габенов, ни для Гексли. Насильно мил не будешь! Лично проверил. 5. «Старосветские помещики».

Без комментариев. Список сценариев можно продолжить. В значительной степени они зависят от личных установок партнеров, их стереотипов и концепций, опыта общения и уровня развития личности. Главное, отработать и реализовать общий оптимальный сценарий, тот, который будет максимально приближать к достижению желанной цели – счастью и взаимопониманию. При этом необходимо учитывать интересы друг друга, предоставлять право другому человеку оставаться самим собой. Двигаться навстречу друг другу, помогая сохранять индивидуальность каждого.

«И здесь, на этом перекрестке…». В дуальных отношениях, как и в любых других, информационных «перекрестков» немало. Поясню, что я имею в виду. Во-первых, взаимодействие не ограничивается лишь ведущим блоком функций. Во-вторых, гендерные различия имеют место быть. В-третьих, дуалы разных подтипов на первом этапе становления отношений немало удивляют друг друга. Восторг от долгожданной встречи нередко сменяется недоумением, переходящим в испуг: «Что за чудо и чадо мне попалось?!». Больше, по моим наблюдениям, мечутся и паникуют Габены. Гексли в данной ситуации начинают прагматично прикидывать относительно того, когда давать деру – сразу или еще погодить? Внутри подтипов ситуация более благоприятная, хотя и здесь притирка происходит не без проблем. Психологический дискомфорт неизбежен, все дело в его уровне (высокий – низкий).

Вывод №5. Не торопиться с выводами и решениями. Сегодня, к счастью, есть возможность обратиться к консультантам по соционике, надо лишь заглянуть на соционические сайты. Каждый из обозначенных «перекрестков» заслуживает отдельного исследования. Попытаюсь представить тезисное описание третьего «перекрестка».

Ситуация 1.

«Гексли (терминальный подтип) – Габен (инициальный подтип)». Когда говорят об апофеозе иррациональности, имеют в виду скорее всего терминального Гексли. Пребывание «там, за горизонтом» (вытесненные ощущения реальности по К. Г. Юнгу) почти постоянное, зачастую, пожизненное. Это выражается в откровенном, чаще всего, бессознательном пренебрежении условностями внешнего мира. Стиль одежды, манера общения, организация быта нередко приводят окружающих в состояние устойчивого ступора. Лично мне непросто представить ощущения, возникающие в связи с этим у инициального Габена. Определенная выраженность творческой функции (деловой логики) привносит в нежный облик Габена данного подтипа светлые черты Максима. Сходство чисто внешнее и весьма условное, поскольку изначальные посылки строгости и системности Габенов и Максимов по отношению к Гексли существенно отличаются (разные жизненные программы, разная вертность логической функции). Но суровое обаяние казармы Гексли начинают ощущать очень скоро.

Ситуация 2.

«Габен (терминальный подтип) – Гексли (инициальный подтип)». Первый из партнеров кропотливо и скрупулезно создает свое уютное гнездо. Он стремится к комфорту в разных проявлениях, жаждет спокойствия и размеренности в партнерских отношениях. Поэтому гамлетовские замашки инициального Гексли его далеко не всегда радуют и вдохновляют. Хотя его большие в сравнении с терминальным Гексли практичность и прагматизм могут послужить некоторым утешением. Весь вопрос, надолго ли?

Второму необходима аудитория, подчеркнутое внимание к его достоинствам. Он более требователен к условиям существования, периодически готов поучаствовать в благоустройстве окружающей территории. В большей степени, чем терминальный Гексли, устремлен за пределы семейного круга, что не может не огорчать домовитого Габена. Прошу иметь в виду, что написанное может служить лишь штрихами к портрету взаимоотношений. Жизнь ярче и сложнее любых схем и моделей. Но начинать с чего-то необходимо. Весьма интересно в связи с этим проанализировать влияние половых различий. Находки гарантированы. Но об этом хочу написать отдельно, если кто-нибудь не опередит. Правда, если это случится, то буду только рад. Дело реально важное и крайне необходимое. И, в заключение, главный вывод – важно, преодолевая объективные противоречия, настроиться на волну другого человека, суметь адаптироваться к иному миропониманию и мировосприятию, проявлять универсальность во взаимодействии, позволяя другим оставаться самими собой. Здесь помощь соционики трудно переоценить. А если еще добавить знания психософии А. Афанасьева, теории уровней Я. Фельдмана! Возможности для творчества на пути дуализации станут практически неограниченными, чего я, как Гексли, всем искренне желаю.

Статья предоставлена автором.

Другие статьи Сергея Трофимова на нашем сайте: