Общность обычаев древних славян и германцев

 

Рубрика, в которой находится эта статья, называется "Магия славянских и германских племен". Рубрика была создана, а потом уже захотелось объяснить, почему материалы о древних магических практиках славян и германцев были объединены вместе. Ведь если посмотреть - сейчас обычаи и привычки этих народов разнятся очень сильно. Но это сейчас, раньше все было совсем иначе.

Поэтому здесь речь пойдет в основном не о магии, магия - лишь часть того, что отличает один народ от другого. Но нельзя выделять только магические практики и рассматривать их изолированно от этоса, религии, литературы, образа жизни. Поэтому убедившись в близости двух цивилизаций (а древнеславянская и древнегерманская и были, очень близкими, родственными, но разными цивилизациями), можно с большим основанием говорить и об общности магических практик.

В первую очередь следует рассмотреть отношение религии и магии. Предметы родственные, разница в подходе. Религия - поклонение высшим силам, магия - попытка целенаправленно использовать их для достижения конкретного результата. В Европе существовало три варианта сочетания магического и религиозного мировоззрения. Греко-римский, в котором жречество и маги были практически независимы. Исключение составляли лишь гадания, бывшие прерогативой в основном жрецов некоторых культов. И магия в жизни этих народов играла сравнительно небольшое значение. Кельтский, в котором жрецы-друиды были одновременно носителями и религиозного, и магического знания. И их обряды были одновременно и религиозными, и магическими. И славяно-германский, в котором магия была очень близка к религиозному культу, но существовала независимо. Жрецы, волхвы могли выполнять и религиозные обряды и магические (гадания, предсказания, составление снадобий, целительство). Но сами обряды существенно различались, легко было определить границу между обращением за помощью к божеству и собственно магическим действом. Соответственно, и роль магии в жизни древних славян и германцев была заметно выше, чем у греков и римлян, но настолько же меньше, чем у кельтов.

Где-то начиная с VI века нашей эры пути развития северогерманских племен начинают все сильнее расходится с их южными собратьями, одновременно усиливаются контакты с северославянскими племенами. Такие контакты существенно облегчались близостью языка и этоса.

Если говорить о языке, то переводчик им тогда не требовался. Славянин прекрасно понимал, что германское имя Рудольф означает "Рыжий Волк". Рудый - рыжий, красный; руда - кровь и главная в то время, железная руда. Кстати, это слово и сейчас осталось в русском языке. А "волк" в большинстве славянских и германских языков звучит очень похоже.

Если обратиться к этосу, т.е. набору общепринятых понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо, то они практически не отличались. Самым страшным преступлением у тех, и у других, считалось самозванство. Это в первую очередь имело сакральную причину - назвавшийся чужим именем осуществлял непростительное вмешательство в нематериальный личный мир человека. Практическое значение было тоже немаловажно. У северных славян и германцев каждый имел свои пусть небольшие, но неотъемлемые права - даже изгой. А самозванец присваивал то, что присуще человеку от рождения и на что не мог покуситься никто. На втором месте среди преступлений стояло предательство.

Кстати, есть хорошо известный исторический пример, подтверждающий вышесказанное. Когда таны Аскольд и Дир захватили Киев и провозгласили себя князьями, опекун малолетнего киевского князя Игоря Олег осадил город и пригласил самозванцев на переговоры. Когда они пришли, уверенные в своей безопасности (убийство врагов во время переговоров поставило бы Олега вне закона) их просто зарезали. И никто Олега за это не осудил - назвав себя князьями они стали самозванцами, т.е. просто перестали быть членами тогдашнего общества, перестали быть людьми. Согласно славяно-германскому этосу они могли разграбить Киев и уйти с добычей, могли начать долгий торг за то, что им дадут взамен возвращения города законному князю - и тогда им бы ничего не грозило. Но называть себя князьями было нельзя.

Какой-то уже трактат получается. А ведь нужно еще о близости пантеонов поговорить - без этого делать выводы о сходстве магических культур бессмысленно. И о "призвании варягов на Русь" - как же без этого. Так что продолжение следует.