Об уме. Рассуждение 2. Об уме по отношению к обществу. Глава XI. О честности по отношению к народу

 

В этой главе речь идет не о честности по отношению к частному лицу или небольшому обществу, но об истинной честности по отношению к народу. Этот вид честности - единственный, заслуживающий это название и получающий его от всех. Только рассматривая честность с этой точки зрения, можно составить ясные идеи о порядочности и найти путь к добродетели.

И в этом случае суждения народа, подобно суждениям частных сообществ, определяются исключительно соображениями интереса: только полезные для него действия он называет добродетельными, великими и героическими, степень своего уважения к тому или иному поступку он измеряет не степенью силы, мужества и благородства, необходимых для его совершения, но степенью важности этого поступка и извлекаемой им из него выгоды.

В самом деле, предположим, что человек, поощряемый присутствием армии, борется один против трех раненых людей; это поступок, без сомнения, заслуживающий уважения, но на него способны тысячи из наших гренадеров, и из-за него их имя не попадет в историю; но если от успеха этой борьбы зависит судьба империи, которая должна покорить весь мир, тогда Гораций становится героем: его имя становится знаменитым, и о Горации и о восхищении, которое его поступок возбудил в его согражданах, узнают самые отдаленные века.

Предположим, что два человека бросились в пропасть, как поступили Сафо и Курций: первая-чтобы избавиться от любовных страданий, второй - чтобы спасти Рим; Сафо называют безумной, а Курция - героем. Тщетно некоторые философы будут называть оба этих поступка безумными; народ, лучше их понимающий собственные интересы, никогда не назовет безумными тех людей, которые во имя своего интереса поступают как безумные.

Гельвеций. Рассуждение 2. Об уме по отношению к обществу