Государство с нетипичной историей

 

Так называемые "цивилизационные конфликты" в подавляющем большинстве случаев имеют один из двух результатов. Либо более развитое государство оказывается уничтожено более диким народом, как случилось с Западной Римской империей, например, либо менее развитое квазигосударственное образование (или племенной союз) утрачивают самостоятельность, чем закончился конфликт между Англией и Шотландией. И поэтому саму историю появления государства Швейцарская Конфедерация можно смело отнести к культурному наследию человечества. Историю Швейцарии можно рассматривать как очень редкий и интересный пример цивилизационного конфликта, в результате которого более дикая из сторон хотя и усвоила языки своих более цивилизованных соседей, но создала не только свою устойчивую государственность, но и весьма оригинальную культуру, оказавшую заметное влияние на развитие всего региона. И конфликт этот происходил в несколько этапов.

Сначала Швейцария оказалась в сфере интересов Римской империи. Дело не в том, что римлянам так уж хотелось сделать эту страну одной из своих провинций. Они принципиально не желали колонизировать территории, где не растет виноград. А горы и зимние снега создают не самые подходящие условия для виноградников. Хотя это вопрос спорный - сейчас, в результате так называемого "глобального потепления" отступают альпийские ледники и открывают мощеные дороги римлян. Так что в ту эпоху климат здесь мог быть гораздо более мягким, впрочем, речь не об этом.

Римляне всегда защищали свои колонии, провинции и союзные территории (имевших статус "друзей римского народа") от набегов соседних варваров. А в те времена народы, пребывавшие в стадии государственности, называемой "военной демократией" были просто не способны понять, почему нужно соблюдать условия мирных договоров и не совершать набеги на соседей, с которыми эти договора заключались. И швейцарские горы были прекрасной природной крепостью для диких гельветов (кельтского племени, обитавшего на территории современной Швейцарии). Единственный способ гарантированно застраховаться от набегов заключался в установлении полного контроля над территорией их проживания. Что римляне и сделали.

В числе наиболее важных кельтских поселений была и Генава. И со строительства здесь первого римского укрепления началось развитие города, который сейчас всем известен как Женева. Разумеется, история Женевы, как и других швейцарских городов не является примером непрерывного движения вперед. В темные века, наступившие за падением Римской империи, все эти города переживали упадок. Кстати, в этот период ничего не известно и о набегах гельветов на соседей. В первую очередь потому, что римлян и изнежившихся галлов сменили германские племена, первоначально по дикости значительно превосходившие гельветов, из которых легионы временно выбили былую воинственность.

Но время шло, соседи стремительно развивали сельское хозяйство и ремесла, а вот в Швейцарии, формально находившейся в вассальной зависимости от германских императоров, время остановилось. И снова начались набеги швейцарцев на своих соседей. Теперь это были не римские провинции, а земли французских, немецких и итальянских баронов. Те, в прочем, были склонны мириться с ущербом, причиняемом своим владениям, ничуть не больше, чем римляне; а даваемый ими отпор был на порядок более жестоким, чем римский. До наступления эпохи гуманизма было еще далеко, римское неприятие бессмысленной жестокости осталось в прошлом, а среди соседей возобладало мнение - "есть швейцарцы - есть проблемы, нет швейцарцов - нет проблем". Не закончилось это тотальным геноцидом благодаря двум обстоятельствам.

Во-первых, в 1291 году был создан Швейцарский союз, сначала из трех кантонов, позднее к нему присоединялись и остальные. Но наличие формализованных союзных отношений способствовало и экономическому развитию территории, а нравы гельветов постепенно смягчались. И хотя они усвоили языки соседей - на севере немецкий, на западе - французский, чувство национального самосознания от этого ничуть не пострадало.

Во-вторых, был найден безопасный для государства выход энергии населения, не провоцировавший новых конфликтов с соседями. Это было наемничество - швейцарские наемники служили по всей Европе.

Вместе с экономикой развивались культура и науки. Новые идеи творчески воспринятые в фактически независимых городах давали поразительные результаты. Так Женева стала идеологическим центром реформации, а на какое-то время Кальвину удалось установить в городе протестантскую теократию. Кстати, религиозные войны времен реформации были последним по настоящему серьезным испытанием для швейцарского государства. Но они не смогли разрушить национального единства и прервать формирование устойчивых систем управления. Последним важным этапом на пути появления современной Швейцарии стало решение Венского конгресса 1815 года об установлении вечного нейтралитета этой страны.

И благодаря нейтральной позиции, Швейцарию нашли подходящим местом для пребывания своих руководящих органов многие международные организации. Это пошло государству на пользу во многих отношениях. В том числе и для повышения его привлекательности как объекта туризма. К примеру, размещение в Женеве Штаб-квартиры ООН имело своим следствием строительство комплекса Дворца Наций, который оказался мировым архитектурным шедевром.

Но о достопримечательностях Женевы и других швейцарских городов вы найдете достаточно информации и помимо этой статьи.