Рождественский обычай, ставший новогодним

 

Понятно, что речь пойдет о новогодней (теперь она воспринимается в первую очередь именно так) или рождественской елке. Теперь ее ставят даже китайцы, но международным такой обычай стал совсем недавно, да и в России он укоренился только в XIX веке.

Зато теперь без живой елки представить себе Новый год трудно. На несколько недель она становится главным украшением дома. Кстати, во всей северной Европе выращивание новогодних елок - устоявшийся и вполне рентабельный бизнес. Так что, надо надеяться, и у нас увлечение искусственными елками потихоньку пройдет.

Украшение дома на Рождество и Новый год вечнозеленым деревом - прекрасный пример заимствования одним народом традиций другого. Ведь у славян ель имела важное символическое значение - и как символ вечной жизни, еловые ветви часто использовались в свадебных обрядах, и как символ загробного мира - ель охраняла покой усопших. Существовали еще запреты сажать ель рядом с домом и строить избы из еловых бревен. С избами, кстати, все понятно. Стальной инструмент был дорог, его берегли. А еловые сучки моментально превратят любой топор в нечто зазубренное и к выполнению работы непригодное. Но в качестве новогоднего или рождественского декора это дерево не использовалось.

Первое выступление хвойных деревьев в качестве украшения было инициировано указом Петра I, изданным 20 декабря 1699 года. Этим указом изменялся календарь - отсчет начали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Наступлением нового года стало, вместо 1 сентября, считаться 1 января. И в этом же указе предписывалось украшать город хвоей - причем не в домах, а на улицах. Так начинался этот обычай.

После смерти Петра о требовании украшать улицы хвойными деревьями и ветвями надолго забыли, эта традиция сохранялась только в кабаках, питейные заведения остались верны петровскому указу.

Второе возвращение рождественского дерева в Россию состоялось в начале XIX века в Петербурге. Тогда в городе до тридцати процентов населения составляли немцы. И они следовали своему немецкому обычаю ставить дома рождественское дерево. А в Германии такое обыкновение появилось, видимо, в результате интеграции языческих обрядов в христианскую культуру. Потому что в символике германцев ель занимала гораздо более важное место, чем у славян.

Немецкий обычай понравился, но приживался в русских домах он постепенно. Важным шагом к его повсеместному усвоению стала рождественская ель, устроенная Николаем I в конце 1830-х годов. После этого сначала высшая аристократия, потом дворянство вообще, потом остальные сословия начали подражать примеру, поданному императором. И во второй трети XIX века рождественская ель стала петербургской традицией, а к концу XIX века - уже общероссийской. А слово "Ёлка" - синонимом праздника.