Война и психология личности

 

Безусловно, любой военный конфликт оказывает влияние на психику. Разговор не о гражданском населении, которое попадает в зону военных действий, а именно о военных, которые участвуют в конфликте. Именно, как меняется психология личности на войне и после войны.
Войны существовали всегда. Но никому не было дела, до психики человека. А ведь, вся эта кровь, массовые смерти, весь тот кошмар, который сопровождает войны по идее, должны превратить всех в сумасшедших. Однако это не происходит. В мозгу включается некий механизм, который защищает психику от постоянного стресса. И человек просто абстрагируется от происходящего, начинает не замечать трупы.

По утверждениям специалистов, на войне больше всего меняется психология личности у пехотинцев. Если представители других родов войск: летчики, танкисты, артиллеристы не воспринимают врага лично, а идентифицируют его с неким военным объектом: самолетом, танком, то пехота вынуждена сталкиваться с противником, лицом к лицу. Абсолютно не страдает психика у пилотов бомбардировщиков, которые не воспринимают объекты для атаки, как людей. Хотя убитых, на их счету, может быть в тысячу раз больше, чем у пехотинца.

Война накладывает отпечаток на желание человека, решать проблемы при помощи оружия. При этом такой способ решения конфликтов переносится и на мирное время. Человеческая психика не может быстро перестроиться. Именно с этим связаны всплески криминальной активности, в любой послевоенный период. Это было и в СССР, и в США, и в странах Европы, после кровавых битв Второй Мировой войны. И по статистике преступления носили характер деяний, с применением оружия.

Как не странно, в 1945 году в СССР, резко увеличилось количество изнасилований. И это связано со знаменитым негласным приказом, отдать Германию на три дня на волю победителям. Массовые изнасилования немок, привели к тому, что демобилизованные солдаты, стали проецировать эту модель поведения и на женщин собственной страны.

Что касается локальных конфликтов, то большинство проблем с психикой возникало у солдат участвующих во Вьетнамском конфликте, Афганском конфликте. И гораздо меньше было после войны в Ираке. И это связанно не только с работой армейских психологов, но и со способами ведения войны. Если во Вьетнаме и Афганистане была война людей, то в Ираке, скорее была уже война высокоточного оружия. Такая война сводит к минимуму психологический прессинг на личность.