Характеристики камней: пироп, рубин, сапфир, сардоникс

 

 

Пироп

Разновидность граната.

 

Рубин

Рубин – прозрачная хромсодержащая разновидность корунда. Драгоценный камень I порядка, второй по твердости после алмаза. Твердость 9,0 по шкале Мооса, плотность 4,0 г/см3, блеск стеклянный. Другие названия: яхонт червленый, карбункул, красный корунд.

Первые сведения о рубине мы находим в древних индийских преданиях, датируемых VI веком до н.э. В священных текстах его называют «королем драгоценных камней», «предводителем самоцветов» – считалось, что хозяину рубина гарантирована полная безопасность даже среди врагов. Способы применения рубинов были поистине экзотические – в Бирме рубины зашивали прямо под кожу, после чего камень якобы давал неуязвимость во время боя от стрелы, меча и копья. Раджи носили рубины на одежде и головных уборах, хранили россыпи в кладовых, инкрустировали ими троны, дворцовую утварь, мебель, вставляли в глазницы статуй богов войны. Рубин входил в число самых дорогих камней наравне с изумрудом и жемчугом – алмазы стали по-настоящему популярны только в позднем Средневековье. Камню приписывали поистине магические свойства – что он может довести воду до кипения, охраняет от чумы, является, будучи растертым в порошок, лекарством от любой болезни, приносит любовь девушек. Сам же рубин по легенде являлся застывшими каплями крови сражавшихся драконов. На Цейлоне долгое время существовал обычай – во время коронации король проезжал через город, держа в руке большой рубин, символизировавший надежность власти, крепкое здоровье и мудрость нового правителя.

Рубин упоминается и в Библии, и в античной мифологии, рубины любили Клеопатра и Мессалина. В славянских исторических хрониках рубины зовутся «яхонтами», причем индийские камни были очень популярны – ими украшали королевские регалии, в том числе Шапку Мономаха и Шапку царства Казанского, царские одежды, церковную утварь, оклады икон и Евангелий. Обращение «яхонтовый» обрело значение «ненаглядный» – вот как любили ало-пурпурный камень на Руси! Рубинами были усыпаны и украшения модниц средневековой Европы, эти камни считались талисманами воинов-крестоносцев и королей. Очень любили рубин великий итальянский ювелир Бенвенуто Челлини и легендарная Мария Медичи, печально известная Мария Стюарт и кардинал Ришелье.

Постепенно запасы Бирмы, Индии и Афганистана, откуда камни поступали во множестве вплоть до XVI-го в. н.э., иссякали, их ослабили многочисленные войны и варварская колонизация, ведь каждой стране хотелось кусочек драгоценных кладовых. Наверное, именно поэтому рубин стал первым драгоценным камнем, который смогли изготовить искусственным путем – это произошло в конце XIX-го в. во Франции, и с тех пор началась эпоха искусственных минералов. Выращенные в лаборатории рубины могут встречаться и в старинных кольцах начала XX-го в., причем отличить их можно только с помощью специальных действий – внешне они идентичны, и произведены путем имитации всего цикла природных процессов. Для того, чтобы отличить искусственный рубин от природного, обратите внимание, есть ли в нем трещины: в натуральном камне она будет иметь зигзагообразную форму и не будет сиять, в искусственном – будет прямой, отчетливой, с заметным сиянием. Природный рубин всегда остается немного прохладным, это легко проверить, приложив камень к веку: синтетический рубин быстро нагревается. Под ультрафиолетовой лампой искусственный камень станет оранжевым, пузырьки в нем будут белыми, круглыми, часто пустыми, а в природном камне пузырьки встречаются редко и всегда имеют аналогичный с камнем цвет. С другой стороны, наличие в рубине включений рутила свидетельствует о природном происхождении. Интересная особенность – если поместить рубин в стеклянный сосуд, из него будет исходить красноватый цвет, а рубин, положенный в стакан с молоком, окрашивает его в розоватый цвет, тогда как обычно у молока желтоватый оттенок.

Цветовая гамма рубина включает в себя все оттенки красного, а внешность конкретного камня зависит от места добычи. Окраска самых дорогих рубинов, называемых еще «бирманскими» – насыщенно красная с голубоватым отливом, яркая, неизменная при любом освещении. Вьетнамские рубины имеют отчетливый фиолетовый оттенок, сиамские оранжево-красные, таиландские красно-коричневые, цейлонские имеют цвет спелой малины, африканские красные от светлого до темного порога цвета. Не все рубины прозрачны – есть полупрозрачные камни с эффектом «кошачьего глаза», которые еще называют «джиразоль», шлифуют кабошоном, чтоб получить переливающуюся алую «каплю», а более всего ценны и редки звездчатые рубины, внутри которых расположена «звездочка» из волокон рутила – после огранки кабошоном на поверхности таких камней горит шестилучевая звезда.

Лечебные свойства рубина известны издавна. В Индии считалось, что этот камень лечит от эпилепсии и паралича, расстройств нервной системы, скопления газов и проблем с желчным пузырем. Европейские лапидарии утверждали, что истолченный в порошок рубин надо смешать с сердечным снадобьем, и полученный настой будет эффективно разрушать тромбы и сгустки крови, в русских изборниках писали, что рубин предохраняет от ночных кошмаров и сердечных болей. Современные литотерапевты рекомендуют рубин при истощении нервов, астме, анемии, заболеваниях костной системы, воспалении миндалин и третьего уха, нарушениях сна. Показан он и при всевозможных сердечных болезнях, а также псориазе. При этом гипертоникам и полным людям рубин не рекомендуется – он может излишне повысить давление и вызвать кровоизлияние в мозг. Нельзя носить рубин и страдающим гемофилией. А легко возбудимого человека рубин может довести до состояния аффекта.

Энергетически рубин олицетворяет собой пламя, бушующее в человеческой душе. Это поистине королевский камень, помогающий совершать подвиги и одерживать блестящие победы, приносит счастье во всех областях жизни. При этом доброго человека рубин сделает еще добрее и благороднее, а вот злого и жестокого не станет «перевоспитывать» и лишь усилит природные отрицательные наклонности. Полезен рубин для меланхоликов, людей застенчивых – им он придает уверенности в себе, а лентяям помогает самореализоваться, дарит необходимую жизненную энергию. Рубин – камень денежного успеха, причем особенно он хорошо служит тем, кто изначально не приспособлен к ведению бизнеса – людям мечтательным, «витающим в облаках». Кроме того, рубин – талисман любви, делающий своего владельца магнетически сексуальным в старину считалось, что если налить в хрустальный кубок красного вина, коснуться его рубином в золотой оправе, а потом дать выпить возлюбленной, это возбудит в ней страсть, а танцовщицы Востока украшали рубинами пупок, дабы сделать свой танец притягательным для зрителей. Находясь в доме, рубин защищает от негативной энергии, положенный под подушку обеспечивает спокойный сон. Он служит прекрасным амулетом для тех, чья профессия связана с риском для жизни – пожарных, спасателей, альпинистов, солдат, блюстителей закона. Самый мощный защитник – звездчатый рубин с сияющей «звездой Давида» внутри. При этом долго смотреть на камень не стоит – древние жрецы утверждали, что это может вызвать состояние сродни энергетическому опьянению. Оправлять рубин лучше всего в золото, носить в перстне. Астрологически рубин прежде всего связан со знаками Огня. Кроме того, он благоприятно действует на Козерога и Скорпиона, но этим знакам придется к нему долго привыкать плох для Тельца и Девы.

 

Сапфир

Сапфир – разновидность корунда, драгоценный камень I группы, второй по твердости после алмаза. Твердость 9,0 по шкале Мооса, плотность 4,0 г/см3, блеск стеклянный. Другое название – корунд, яхонт лазоревый, голубой александрит.

Исстари сапфиры являлись желанными гостями и на королевских регалиях, и в украшениях самых состоятельных аристократов. Особенно популярны были прозрачные сапфиры глубокого васильково-синего цвета – их называли «королевскими», считали символами справедливости, мудрости и высшей власти. Синие камни знали и в Древнем Египте, где жрецы носили на груди сапфировые амулеты, а венец Клеопатры украшал огромный сапфир, и в Древнем Риме, где сапфирами были усыпаны и наряды, и золотые украшения, и в Греции, где Александр Македонский носил сапфировый перстень. Печать библейского царя Соломона была сделана по преданию именно из сапфира, в откровении Иоанна Богослова сапфировой является предпоследняя ступень, ведущая в Небесный Иерусалим, сапфиром в числе прочих был украшен наряд Первосвященника в Библии.

Во времена язычества же сапфир посвящали Зевсу-Юпитеру, верховному богу-отцу, правителю и судье а сам сапфир считался застывшей каплей божественной амброзии, напитка бессмертия, случайно пролившейся из цитадели богов на Землю. В буддистских легендах говорится о высокой четырехсторонней горе из драгоценных камней, которая расположена под Полярной звездой на полюсе мира – и сторона, обращенная к миру людей, сложена из синих сапфиров, поэтому якобы и небо над головой у нас синего цвета. Мусульманские же легенды рассказывали о горной цепи из сапфиров, окружающей человеческий мир и дающей на небо синий отблеск – поэтому камни эти еще называли «небесными брызгами».

В Средневековье сапфир оставался одним из часто употребляемых камней – известен украшенный сапфировыми звездами ларец Карла Великого, сапфировый перстень Св. Эдуарда Исповедника, который позже был вставлен в Корону Британской Империи, и сапфировое кольцо Марии Стюарт, сапфирами была украшена Священная Корона Венгрии и регалии чешских королей. На Руси, где в Средние века были особенно популярны именно синие и голубые камни, сапфиры имели огромное значение – помимо уже упоминавшегося Ивана IV, сапфиры любили и Борис Годунов, и Иван Калита, и Михаил Романов, и Иван Алексеевич, и многие, многие другие – не счесть хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля ковшей, потиров, барм, украшений, доспехов, крестов. Сапфирами украшены и шапка Мономаха, и «Большой наряд» царя Михаила Федоровича. В более позднее время сапфир в 200 карат венчает императорскую державу для коронации Екатерины II, а Александр II дарит любимой жене брошь с 250-каратным выпуклым сапфиром, покрытым тысячами мельчайших граней – сегодня это один из семи исторических камней Алмазного фонда РФ. М. И. Пыляев, известный русский геммолог, рассказывает о чудесной статуэтке из цельного 100-каратного сапфира, изображающей женскую фигурку высотой около 9 см, на круглом пьедестале из рубина. Сапфиры имели огромную ценность и в Европе – об этом ясно говорит даже упоминание в известнейшем романе А. Дюма «Три мушкетера» сапфирового перстня графа де ля Фэр, продав который мушкетеры смогли полностью экипироваться для похода. Сапфиры вообще занимают ключевое место в книгах, становясь порой самостоятельными героями – это и «Овод» Этель Войнич, и «Сапфировый крест» Гилберта Честерстона, и «Суламифь» Куприна, и «Голубой карбункул» А. Конан-Дойля, в котором легко угадывается звездчатый сапфир… Вообще сапфир стал истинным камнем высокой литературы – его воспевают писатели и поэты, сравнивают с синими сумерками, голубым океаном, сиянием луны и тайной сновидений, осенним небом. При этом интересно отметить, что на самом деле сапфиры бывают не только привычных синих оттенков, каковыми они представлялись ранее – от светлого серо-синего до глубокого черно-синего.

Сегодня популярность обрели так называемые прозрачные фантазийные сапфиры – желтых, оранжевых, густо-розовых, фиолетовых, светло-зеленых оттенков. Особенно красиво фантазийные сапфиры смотрятся в сочетаниях – и подобные украшения есть в коллекциях практически всех известных ювелирных Домов, таких как Bvlgary, De Grisogono, Carrera y Carrera, Cartier и Dior. Кроме того, сапфиры бывают звездчатыми (сапфир-астерикс) – по их поверхности (ограненной обычно кабошоном) как бы скользит шестилучевая звезда, видная при любом вращении. Звездчатые сапфиры считаются «камнями судьбы» – три луча, пересекающие его, называют линиями веры, надежды и любви. Сапфиры с эффектом кошачьего глаза, или «джиразоль» – переливчатые и непрозрачные, редко встречающиеся в природе. Лейкосапфир – бесцветный сапфир, который часто выступает альтернативой алмазу. Сапфир-александрит, или александритоподобный сапфир – камень с редким у сапфиров александритовым эффектом, меняющий цвет при смене освещения.

Лечебное воздействие сапфира многосторонне, и в древности его считали камнем общей защиты, который при ношении является «щитом» для проникновения болезней и сглаза. Как и все синие камни, он благоприятно действует при заболеваниях глаз и полезен для зрения при регулярном созерцании. Он облегчает болезни половых органов и мочевыводящих путей, мочевого пузыря и почек. Сапфир обладает общим успокаивающим и охлаждающим действием, восстанавливает сон, снимает лихорадочные состояния. Может он пригодиться тем, кто страдает от ревматических болей в спине, кожных заболеваний, эпилептических припадков, диабета. Камень считается мощным сердечным лекарем, кроме того, он – катализатор, который усиливает воздействие любых лекарственных средств, для чего полезнее всего золотое кольцо с сапфировой вставкой. Интересно, что сапфир в Средние века являлся «камнем монахинь» – его носили чтобы «охладить» физическую страсть.

Энергетически сапфир связан с познанием окружающего мира, дружбой, скромностью и бескорыстной любовью. Верят, что украшение с этим камнем защищает своего владельца от лжи и предательства, помогает проникнуть в суть вещей, придает мудрости и хладнокровия – сапфиры издавна носили юристы, судьи, все, чья деятельность связана с установлением закона и порядка. Кроме того, сапфир – камень власти, как явной, государственной, так и тайной, над умами и сердцами окружающих. Это талисман лидера, который хочет управлять толпой. Влюбленным сапфир помогает добиваться желаемой цели, укрепляет верность, развивает добрые и надежные отношения. Ищущим богатства сапфир приносит денежное благополучие и материальный успех.

Вообще, сапфир – амулет тех, кем владеет определенная цель – он помогает ее быстрее достигнуть. В то же время сапфир – камень высшей духовности, открывающий «Третий глаз», побуждающий к созерцанию, талисман поэтов, философов, ученых и священников. Учтите однако, что следует избегать сапфиров с явными пороками – трещинами, облачками, мутноватостями – такой «талисман» принесет несчастье, потому что его положительные качества будут проявляться с точностью до наоборот. Астрологически же сапфир показан практически всем знакам Зодиака, потому что действие его мягкое и ненавязчивое, но особенно полезен Скорпионам, Стрельцам и Водолеям.

 

Сардоникс

Сардоникс – разновидность агата, характеризующаяся чередованием красно-бурых, буро-коричневых, белых и голубоватых полос. Твердость 7,0 по шкале Мооса, плотность 2,5-2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: агатовый оникс, сердоликовый оникс, ленточный агат.

Сардоникс (греч. onyx – ноготь и sard – Сардис, столица Лидийского царства) соединил в себе лучшие качества семьи халцедонов: полоски агата и оникса, теплые светлые цвета сердолика и темные сарда, голубоватые тона сапфирина. Такой камень люди просто не могли обойти стороной, и он был известен и уважаем уже в Древнем Египте: у царицы Клеопатры в I веке до н.э. был любимый сосуд из сардоникса с черным порошком антимония, которым она подводила веки. Но в отличие от того же агата полоски у сардоникса толще, прямее оттенки слоев варьируются от очень темно-коричневого, бурого, через коричневый, красно-бурый и оранжево-красный, до розоватого и белого с голубым оттенком. Часто слои контрастно чередуются. Сардоникс непрозрачен, но есть и полупрозрачные, просвечивающие на три-четыре сантиметра разновидности с тонким рисунком. Название «сардоникс» восходит не к sard?nyx, а к sardolith — камень из Сарда, Сардиса. Этот древний лидийский город на побережье Эгейского моря был богатым рынком цветного камня. Сардом (сардером, сардионом) называли и до сих пор называют разновидность халцедона бурого с красным оттенком цвета, полупрозрачного на свет. Пожалуй, это самое древнее название из всех разновидностей кремнезема (кварц, халцедон и т.д.) Уже позже сардоникс стал «сардовым ониксом» он имеет цвет сарда, а оттенки его белых слоев похожи на цвет человеческого ногтя. Кроме Лидийского царства (часть современной Турции) сардоникс добывался в Индии и Южной Америке и был известен ацтекам. Он до сих пор добывается в Мексике, в Бразилии (Минас-Жерайс), Египте, Аргентине есть месторождения в Австралии, Алжире, Афганистане, Пакистане, США.

Римляне стали использовать сардоникс для изготовления резных изображений: печатей, перстней, камей. Считается, что сардоникс стал модным благодаря римскому полководцу и государственному деятелю Сципиону Африканскому, который имел несколько печаток из сардоникса. Дело в том, что сардоникс обладает замечательным свойством: к нему не прилипают вязкие вещества вроде воска и глины, поэтому он удобен в использовании в качестве печати. Люди носили и украшения из сардоникса, просверливая в них отверстия, и до сих пор из сардоникса вырезают бусы. А раз существовал рынок цветного камня, то появились и подделки. У Плиния Старшего описан способ получения имитации сардоникса путем склейки трех камней разного цвета: «…Настоящий камень трудно отличить от ненастоящих, потому что открыли способ делать из настоящих камней фальшивые другого вида. Сардоних склеивают из трех других камней так искусно, что это невозможно заметить там черная материя, здесь белая, там сурик, и все самые лучшие». В древних текстах употребляется название «сардоних». В те времена сардониксы высоко ценились, почти наравне с сапфирами, если камни были нужного качества: разноцветные слои должны были лежать правильно, ровно.

Сардоникс тесно связан с символикой христианской религии. Он неоднократно упоминается в религиозной литературе и потому получил в наследство разные чудесные свойства, например, свойство омолаживать организм. В «Апокалипсисе» описан Небесный Иерусалим, райский город, который имеет стену с двенадцатью основаниями, каждое из которых украшено своим камнем сардоникс украшает пятое основание. Кроме того, все эти камни в средневековых богословских трудах были распределены между двенадцатью апостолами сардоникс посвящен апостолу Филиппу, исцелявшему укушенных змеями и воскрешавшему мертвых. Отсюда, видимо, и тянутся следы свойств сардоникса. Знаменитый еврейский историк и военачальник I века Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает сардоникс как часть облачения священника: «Два сардониха, употребляющиеся вместо застежек у ризы..., представляют солнце и луну».

В «Житии Василия Нового» есть развернутое описание небесных чертогов, где за столом с трапезой сидит Богоматерь. На столе среди фруктов и прочей еды лежат драгоценные камни: «На трапезе же велики мисы лежаща позлащены, яко молниа видениемъ, каменообразны измарагды, сардонихи зелении светлии суще, от всякого камениа, исходящаго из раа, зело измечтани, приводящеся в высоту». – «На столе стояли большие позолоченные блюда, блистающие, как молния, лежали изумруды, светлые сардониксы и разные другие камни райские, прекрасные и совершенные». Как видно, сардоникс считался настолько драгоценным, что рядом с изумрудами лежал перед Богоматерью. В эпоху Возрождения из сардоникса делали кубки, им инкрустировали ювелирные изделия, причем и там он соседствовал с драгоценными камнями, например, в большом зеркале, принадлежавшем Людовику XIV, королю-солнцу. Золотое зеркало изготовлено в 1600 году и украшено гранатовыми бюстами, изумрудами, отделано сардониксом и камеями.

Пожалуй, самое главное, для чего люди с начала нашей эры охотятся за лучшими экземплярами сардоникса, – это многослойные камеи, резные изображения на камне. Разноцветные слои сардоникса для них – лучший материал чаще всего темный слой служил фоном, а на нем из следующего белого слоя вырезался, к примеру, профиль императора. Вырезали также парные профили царственных супругов, аллегорические сцены, мифических персонажей, богов и богинь, сцены из мифов и т.д. Искусство вырезания камей достигло расцвета в IV веке до н.э. центром производства камей стала египетская Александрия. Имена первых александрийских мастеров не сохранились, хотя многие резчики все же остались в истории ювелирного искусства. Камеи этого периода – образец высокого мастерства, виртуозного владения материалом.

В те времена, в III веке до н.э., в Александрии правил Птолемей II Филадельф, сын полководца Александра Македонского. Он был женат во второй раз на собственной сестре Арсиное – брак хоть и по древним египетским традициям, но для греков неприемлемый. Однако Арсиноя II активно принимала участие в делах управления государством и, возможно, поэтому стала его женой, обожествленной после смерти. Эти эллинистические супруги-фараоны навсегда увековечены неизвестным мастером в камне – на знаменитой камее Гонзага. Парный профильный портрет выполнен на трехслойном сардониксе на темном фоне вырезан профиль Арсинои из голубоватого слоя, затем профиль Птолемея из слоя более теплого оттенка, из-за чего лицо кажется более загорелым. Из верхнего коричневого слоя вырезаны шлем царя, его волосы и плащ с застежками в виде голов Медузы Горгоны и Фобоса. На шлеме свадебный венок на прическе Арсинои – тоже. Это была своего рода свадебная фотография. Удивительно, как резчику удалось передать живые выражения лиц супругов: женственность лица царицы и мужественное, суровое лицо царя. Камея получила свое название из-за того, что находилась в собрании маркиза Франческо II Гонзага, ренессансного мецената, правителя итальянского города Мантуи. В 1542 году было составлено первое известное описание камеи, хотя изображенные на ней лица были идентифицированы ошибочно: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью». Камея побывала и в Пражском Граде, и в Ватикане, пока не попала во Францию, где стала собственностью первой жены Наполеона Жозефины Богарнэ. После разгрома наполеоновских войск Жозефина подарила ее русскому императору Александру I, который сохранил семейству Богарнэ его положение и доходы. В 1814 году император передал Камею Гонзага в Эрмитаж, где она хранится до сих пор.

Камеи на сардониксе вырезали и во времена увлечения античностью, в XVIII-XIX веках европейские монархи собирали целые глиптотеки из резных камей, древних и современных. А. И. Куприн, любитель камней, говорил, что сардоникс – самоцвет, «любимый царями и царицами». В рассказе «Гемма» он описал сардониксовую гемму, которая считалась амулетом: «Кто ее носит с собой – тот может не бояться внезапной и пагубной любви к особе другого пола».

Сардониксы в древности делили на женские и мужские камни. Женские имеют более светлые оттенки, мужские – более темные. Соответственно распределялись и лечебные свойства камня ношение мужского считалось полезным для заживления ран, сращивания сломанных костей, женского – для скорейшего зачатия. Плиний считал, что сардоникс обеспечивает счастливое супружество, исцеляет от меланхолии, охраняет от сглаза и колдовства. В средневековой медицинской литературе описано снадобье из сардоникса: «Кто растерши его в воде, выпьет эту воду, у того спадет опухоль на животе, и получит он облегчение».

В Индии и странах Востока сардониксу приписывают способность притягивать к владельцу удачу и везение. В европейских странах он символизирует силу, жизнелюбие, крепкий счастливый брак. Сардоникс считается камнем-оберегом путешественников и философов амулеты из сардоникса помогают избавиться от неоправданных страхов. Считается, что он открывает перед своим хозяином скрытую информацию, способствует научному осмыслению мира и его феноменов.

По данным Библии, трудов европейских богословов и мистиков X века сардоникс считается камнем июля. На июль приходятся два знака Зодиака: Рак и Лев. Российские источники XIX века (Пыляев, Святский, Мамин-Сибиряк, Костромин и др.), в целом восходящие к работам Исидора Севильского и Иосифа Флавия, указывают, что сардоникс является камнем августа. В августе отмечают дни рождения Львы и Девы. Таким образом, сардоникс наиболее подходит для Львов, Раков и Дев, которые смогут извлечь из общения с сардониксом максимум полезного. Представители других знаков Зодиака могут не опасаться носить этот камень: сардоникс несет в себе заряд положительной энергии, освещает все вокруг своим теплым светом.

Астрологические характеристики камней и минералов:

Также на сайте: