Глава 5. Бури. Грозы. Периоды однообразной погоды. Равноденствия и солнцестояния

 

Бури и штормы разного рода могут быть вызваны многими различными комбинациями. Некоторые комбинации приносят лишь ветер, другие ветер и дождь или снег, а третьи сопровождаются грозой.

Влияния, оказываемые положением, в том смысле, как этот термин объясняется в Главе 2, редко или никогда не бывают достаточны сами по себе, чтобы вызвать бурю. Или два влияния должны произойти одновременно, или, если присутствует только одно, оно должно сочетаться с одним или более аспектами того типа, который вызывает неспокойную погоду.

1 апреля 1912 года Нептун и Юпитер стали стационарными примерно одновременно. 5 апреля Меркурий стал стационарным; и между 30 марта и 5 апреля Марс был в крайнем склонении на северном тропике. 30 марта Марс был в биквинтиле с Ураном, аспекте слабом, но вызывающем ветер и неспокойное состояние атмосферы.

31 марта Венера была в квадратуре к Юпитеру. Ни одно из этих явлений само по себе не привело бы к шторму. Именно сочетание четырех влияний по положению привело к шторму и рассеяло ясную и теплую погоду, которую можно было бы ожидать в другом случае.

Эту возможность всегда надо держать в уме: влияния, обычно вызывающие ясную и теплую погоду, могут в сочетании с другими становиться слишком сильными и приводить к буре, которая разрушает тепло и приносит тучи.

Из влияний посредством аспекта многие могут возмутить атмосферу. Меркурий в соединении с Солнцем почти наверняка вызывает ветры и изменчивую погоду, хотя без содействия других факторов совсем не обязательно эти явления достигнут штормовой силы. Меркурий в очень сильных аспектах с Марсом, Сатурном, Ураном или Нептуном очень склонен к возмущению атмосферы, в дополнение к другим эффектам, упомянутым в Главе 4; и даже лишь умеренно сильные аспекты могут производить значительный эффект, если два, три или более аспектов образуются одновременно.

Соединение Марса и Урана особенно часто сопровождается очень буйными ветрами, с дождем, градом или снегом в зависимости от времени года; и почти любой аспект между этими двумя планетами будет действовать подобно, хотя и с разной силой, и может вызвать шторм, если достаточно силен и если ему сопутствуют другие влияния.

Соединение Марса и Сатурна часто совпадает с разрушительной бурей. Соединения Нептуна, Урана, Сатурна, Юпитера, Марса, Меркурия и Солнца друг с другом вызывают возмущение атмосферы; и если два таких соединения происходят близко друг к другу, или если соединению сопутствует какое-либо другое сильное влияние, существует вероятность бури.

Вообще говоря, если почти что любые два, три или более сильных или очень сильных аспекта или положения, склонных к возмущению атмосферы, приходятся на один день или же отстоят в пределах дня друг от друга, вероятно наступление более или менее бурного и неспокойного периода. Он будет в значительной степени соответствовать возмущающим тенденциям отдельных влияний. Венера и Юпитер, будучи в соединении с Солнцем или Меркурием, или же друг с другом, менее склонны к провоцированию бури, чем другие планеты. Трины реже бывают причиной бурь, чем соединения, оппозиции и квадратуры. Именно скопление нескольких сильных влияний в очень короткий промежуток времени обычно приводит к буре.

Грозы обычно сопутствуют влияниям, производящим тепло, таким как аспекты Марса и Юпитера друг к другу или к Меркурию или Солнцу. Когда два или более таких аспекта приходятся очень близко друг от друга, то летом, а иногда даже и зимой, определенно происходит гроза. В таких случаях обычно идет дождь, и тепло может быть почти полностью рассеяно.

Продолжительные периоды однотипной погоды, неизменно ясной, или сырой, или сухой, или бурной возникают вследствие аспектов или положений, следующих друг за другом через такие интервалы времени, что как только одно влияние теряет свою силу, за ним следует другое, в чем-то подобное по типу. За холодным аспектом от Солнца к Урану может через несколько дней последовать другой аспект, от Меркурия к Сатурну, а затем, может быть, от Солнца к Сатурну, или же Уран станет ретроградным. Эти эффекты могут следовать друг за другом таким образом, что пересиливают влияния противоположных тенденций и в результате вызывают более или менее продолжительный период холодной погоды.

Однако однообразие подобного рода периодов лишь условно, оно редко или никогда не бывает абсолютным, по крайней мере на Британских островах. Продолжительный период влажной погоды вполне может время от времени прерываться несколькими ясными днями. Очень холодный сезон может разнообразиться осадками и сухими днями, холодными и ветреными днями, поскольку они не являются несовместимыми с холодной погодой. Длительная засуха может сопровождаться случайными дождиками, а также значительными вариациями ветра и температуры, поскольку засуха - это ярко выраженный недостаток осадков, а не полное их отсутствие.

Когда все эти факторы учтены, остается еще рассмотреть вариации и различия из-за влияний, преобладающих в разных районах мира в дни, когда Солнце находится точно на экваторе или на тропиках. Для того, чтобы эти вопросы были правильно учтены, астрометеоролог должен знать, как рассчитать карту небес. Ограничение объема не позволяет привести здесь правила, существующие для этого, и предполагается, что читатель, желающий учитывать данный момент, уже знаком с ними.

Практикой было установлено, что два равноденствия и два солнцестояния - наиболее важные даты, для которых должны быть рассчитаны карты небес.

Когда в одной из этих карт та или иная планета восходит, кульминирует, заходит или находится на нижнем меридиане, она налагает очень сильный отпечаток на погоду, и любой аспект к ней в течение периода, для которого рассчитана карта (три месяца в случае равноденствий и солнцестояний) приобретает больше силы и важности, чем можно было бы ожидать, если не принимать в расчет положение планеты в карте.

Из упомянутых четырех положений наиболее важным считается положение на Асценденте, или на восходе, однако все четыре должны приниматься во внимание. Некоторые наблюдатели считают, что наиболее важен с точки зрения влияния на погоду нижний меридиан.

Когда в этих положениях находятся две или более планет, важнее будет та, которая сильнее или ближе к точной линии горизонта или меридиана, но необходимо учитывать также ее аспекты.

Карта вхождения Солнца в Рак при солнцестоянии 22 июня 1903 года, построенная для Лондона, имеет Сатурн на нижнем меридиане в оппозиции к кульминирующей Венере. Следующий за этим период был чрезвычайно влажным, и большое количество осадков выпадало до весны 1904 г. При равноденствии 24 сентября 1903 года в карте для Лондона кульминировал Нептун в квадратуре к Солнцу; и при солнцестоянии 23 декабря 1903 года та же самая планета кульминировала в Лондоне в оппозиции к Солнцу.

Весной 1904 года избыток осадков сошел на нет и наступила более сухая погода. В карте для равноденствия 21 марта 1904 года, построенной на Лондон, Марс, планета, производящая сухость, находится на нижнем меридиане.

Лето 1911 года было в Великобритании чрезвычайно жарким и сухим, с наибольшим дефицитом осадков в августе. В карте солнцестояния 22 июня в важных положениях находятся пять планет и Луна; но, видимо, наиболее значимое влияние оказывают Марс, точно на заходе, и восходящий Юпитер в точной оппозиции с Луной.

Для марта 1912 года был характерен значительный избыток дождя, по сравнению со средним количеством осадков, но к концу месяца эта тенденция исчезла и последовал период заметного дефицита осадков. Рассматривая карту небес для вхождения Солнца в Овен 20 марта 1912 года в 23:29 GMT, обнаруживаем восходящий Юпитер в оппозиции к заходящему Марсу, а также видим, что Марс приближается к крайнему северному склонению, которого он достигает в конце марта.

Таким образом, рассмотрение карты небес служит двум целям. В первую очередь она указывает, есть ли планета, которая, занимая одно из четырех указанных положений, получает преимущества, позволяющие считать ее общим сигнификатором типа последующей погоды; то, что это возможно, было доказано многими наблюдениями.

Во вторую очередь, такие карты позволяют сделать различия между разными районами или странами. Например, в карте, рассчитанной для Лондона, на нижнем меридиане может находиться Юпитер, показывающий, что общий тип погоды будет ясным и сухим, а в карте, рассчитанной для какого-либо другого района мира, в этом положении может находиться Сатурн, означающий, что здесь в рассматриваемое время будет преобладать холодная погода.

Тип погоды, производимой той или иной планетой в одном из указанных положений, соответствует характерному для планеты, действующей в отдельности и описанному в Главе 2.

Расчет и рассмотрение этих карт не является совершенно необходимым, поскольку интересующиеся могут проверить утверждения об астрометеорологии способом, рекомендованным ранее, сравнивая погоду день за днем с дневником астрономических аспектов и положений, и этого будет вполне достаточно не только чтобы показать истинность предмета, но и чтобы делать практические предсказания. Более того, даже если была построена карта и отмечено значимое положение какой-либо планеты, указанному таким образом типу погоды всегда будут сопутствовать соответствующие влияния, оказываемые в разные периоды времени посредством аспекта или положения. Если присутствует указание на тепло, дни или недели повышенной температуры будут сопутствовать влияниям Юпитера и Марса, и последние получат такое увеличение значимости, что будут чаще всего пересиливать любые сопутствующие противоположные, производящие холод тенденции Сатурна или Урана.

Кроме того, упомянутые карты не всегда обнаруживают какую-либо планету в одном из важных положений, и тогда наблюдатель должен полагаться на тщательную проверку и сравнение повседневных влияний, - задачу, которая должна быть выполнена в любом случае.

Г.С.Грин. Предсказание погоды с помощью астрометеорологии